Сообщения без ответов | Активные темы Текущее время: Вт авг 04, 2020 10:53 am

Правила форума


Здеесь вы можете ознакомиться с обсуждениями, которые велись на форуме Каролинки. Возможность писать в темах отсутствует как для гостей, так и для пользователей.



Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ 6 сообщений ] 
Семантика 
Автор Сообщение
Гость Каролинки
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Чт сен 27, 2007 10:35 pm
Сообщения: 1900
Сообщение Семантика
Вторник, 25 Сен, 2007, 17:28:09

Коллега Алекс в одной теме привёл цитату из словаря Даля и высказал справедливую мысль (см. ниже)о необходимости думать, а не ярлыки вешать...

Даль - "разить, представлять в видимом образе; самое слово образ, затем: образина, образовать, образить, выражать, суразный, суразицы (сходство, подобие)" - т.е. "несуразица", буквально то что вообразить после произнесения человеку невозможно (что бывает сплошь и рядом), чему он образ как подобие словам не способен создать - согласитесь насколько это отличается от тех понятий, которые счас принято с этим словом ассоциировать, а именно "чушь", "бред", "ерунда", "маразм" и т.д.
Нсколько мы привычно нечто употребляя, мало задумывемся над смыслом слова (его сутью) и лепим ярлыки направо и налево - ибо если уж "рождение мысли – это могущественное и опасное дело", то обличение её в слова, по сути овеществление, и подавно.


В продолжение этой мысли и как иллюстрацию к часто всплывающим словесным недоразумениям в различных дискуссиях я привожу эту статью В.М.Лейчик, в которой, кроме всего прочего, есть несколько фактов любопытных и сами по себе.

Пророк, урок, речь... (Из истории русских слов)


Академик В.В.Виноградов был одним из первых, кто разработал принципы филологического жанра «история слов». В книге В.В.Виноградова, которая так и называется «История слов» (М., 1994), собраны сотни специально написанных и взятых из других его работ очерков, где увлекательно и в то же время глубоко научно рассказано, как произошли те или иные слова, каково было их этимологическое - первое установленное - значение, какова их «биография», как изменялись значения и форма слов, как они использовались классической литературе и в современных художественных и публицистических произведениях.
Чрезвычайно интересно проследить историю слова речь и всех других слов с тем же корнем. Эти слова уводят нас в древние времена - в период существования праславянского языка, где эти слова получили первые свои значения, связанные с процессом говорения, и еще далее - в эпоху появления и развития индоевропейского языка, единицы которого мы можем только реконструировать на основе сопоставления имеющихся в разных языках форм. В работах академика Ю.С. Степанова и его учеников показано, как звуки и сочетания звуков, издаваемые первобытным человеком, вплетались в различные его действия, в том числе ритуальные. Уже тогда одной из важнейших функций обряда была регулирующая, упорядочивающая функция, и это отразилось в значениях индоевропейского слова *rac?yati «убирать, приводить в порядок, украшать» (Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. М., 1997, с.253).

В соответствии с современными взглядами, первобытному человеку было свойственно мифопоэтическое мировоззрение, язык формировался в процессе ритуальных действий; имеется даже мнение о ритуальном происхождении языка. При этом в различных религиях создавались мифологемы - первичные представления о мире. Божестве, времени, пространстве, жизни и судьбе, которые реализовались (кодировались) в языке в виде символов, комплексно, часто нерасчлененно обозначающих эти представления. В упомянутой книге Ю.С.Степанова, в работах М.М.Маковского индоевропейская форма *rek, старославянские решти,* древнерусские речи (нередко рещи), реку и рку «говорю» включаются в мифологему «Вселенная» (Маковский М.М. У истоков человеческого языка. М., 1995, с. 37-40) или в мифологему «Слово» (Степанов Ю.С., с. 246-265). И это понятно. Ведь слово - это первое божественное творение (Маковский М.М. Язык - миф - культура. Символы жизни и жизнь символов. М,, 1996). И иудейская, и христианская религии утверждали: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Евангелие от Иоанна). В этой мысли содержится высокая мудрость, осознание того, что с помощью языка можно отразить, зафиксировать божественный порядок, противостоящий хаосу. Данное представление, развившееся в мифологическое понятие, является содержанием, семантикой сотен слов самых разных индоевропейских языков, слов, которые включены в словари под рубрикой «Слово». Здесь мы находим известные из древних и современных текстов и реконструируемые единицы, означающие понятия «слово», «речь», «язык», «смысл», а также «говорить», «считать», «мыслить», «делать». К примеру, это - старослав. рЂчь «речь, слово, беседа и др.», германские слова: готск. ragin «совет, заключение» и нем. rechnen «считать»; с другими корнями - древнегреч. l?gos «слово, мысль, дело»; лат. fan «говорить», fatum «судьба»; древнерус. и старослав. бавупи (современные баятъ, баюкать, байка) «заговаривать», «чаровать», «врачевать» и т.д. Как мы видим, все эти единицы группируются вокруг идеи слова, языка, мысли как творческой и упорядочивающей силы.

Однако можно думать, что понятие «слово» сформировалось позднее, чем понятие речи, поскольку оно находится на более высоком уровне абстракции. Но уже в языческих религиях речь использовалась в самых разнообразных обрядах, связывалась и с колдовством, и с заговорами, и - впоследствии, после принятия христианства, - с божественной литургией. При формировании общеславянского языка (а это было за несколько веков до христианизации Руси, Польши и других славянских территорий и государств) в основе таких слов с первоначальным, достаточно расплывчатым значением, как *rek-ti (глагол) и *rek-tis (отглагольное существительное) лежало представление (мифологический концепт) «колдовать с помощью речи, а также с помощью глаз», откуда в дальнейшем появились исчезнувшие затем русские слова урочить «околдовать, назначить», урок «колдовство», сурочитъ «освободить от колдовства, вылечить заговoрами» (Фасмер М. Этимологический словарь русского языка, т. iV. М., 1987, с. 168, 169), а также польские, украинские, болгарские слова с теми же или близкими значениями. Исходя из анализа многочисленных примеров слов, входящих в гнездо с корневой морфемой речь, есть основания утверждать, что мифологема «Речь» может быть выделена особо, хотя она тысячами нитей связана с мифологемой «Слово» через общее для них понятие «говорить» (см.. например, рус. изречь «сказать», польск. wyrok «приговор»). Читатель найдет интересные слова, относящиеся к гнезду речь, в этимологических словарях славянских языков, в том числе, названном четырехтомном словаре М.Фасмера (М., 1986-1987); в «Этимологическом словаре русского языка» А.Г.Преображенского (М., 1958); в польском словаре А.Брюкнера (Bruckner A. S-townik etymologiczny jezyka polskiego. Warszawa, 1993); в болгарском словаре Ст. Младенова (Младеновъ С. Етимологически и правописенъ речникъ. На българския книжовенъ езикъ. София, 1941) и др. К сожалению, хотя в этих изданиях приведено значительное количество слов с самыми неожиданными для русского читателя значениями, во всех этих источниках неточно представлены или вовсе обойдены исторические тенденции в изменении семантики и формы данных слов, то есть не отражено то, что было выше названо историей слов.

Между тем, комплексный анализ развития звукового состава, словообразовательной структуры и значений слов, входящих или входивших ранее в это гнездо даже в рамках одного, прежде всего, русского языка, свидетельствует о том, что первые, установленные наукой слова и их первоначальные значения подверглись существенным изменениям. Так, в результате общих фонетических преобразований, а также под воздействием соседних звуков появилось несколько вариантов корневой морфемы (произошла так называемая перегласовка): реку, речёшъ, изречь; рок, порок, нарочный; рЂчъ, зарЂкаться; порицать, отрицать (из церковнославянского). Приведенные примеры показывают, что и согласные звуки корня также подвергались преобразованиям; для сравнения можно упомянуть польские и чешские слова с иным начальным звуком: польск. rzekomy «кажущийся», rzec (произносится: жец) «говорить»; чешск, ?ikati «говорить» (произносится: ржИкати), na?ek «вопль; наговор, клевета» (произносится: нАржек) (Преображенский А.Г., с.920-921). Общеизвестное чередование к - ч - ц имеет место в конце корня: рок, речение, отрицать (и старослав. рещъ).

Что касается развития семантики слов, обозначавших вначале нерасчлененное представление о речи как о говорении, имевшем магическую силу, то это развитие пошло в разных славянских языках разными путями. В русском языке на месте одного гнезда слов образовалось три гнезда с тремя ядерными значениями.
Сохранилось гнездо со значением «сказать» (глаголы), «речь» (существительные). Сюда входят такие слова, как позднее образование речевой; наречь «назвать, дать имя (при крещении)», нареченный — вначале «названный», а затем «жених» (то есть «названный в процессе сватовства»); отречься - вначале «отказаться от своих слов, друзей», а затем «отказаться от своих прав и др., в частности от престола» (обратите внимание на толкования, включающие слова сказать, назвать и т.д.!); зарок «клятвенное обещание не делать чего-либо»; заимствованное из церковнославянского языка изречь, изрекать «произнести, сказать; произносить». Достаточно далеко ушло в своем семантическом развитии слово противоречить «1.возражать, не соглашаться с кем-нибудь; 2.не соответствовать, заключая в себе противоречие, противоречия» (Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1997, с.624), получившее очень абстрактное значение. Точно так же отдалилось от гнезда слово порок, первоначально означавшее «порицание».

Появилось второе гнездо с общей семантикой «договориться, условиться»: здесь мы видим слово урок, которое сперва имело много значений - «условие, завершение, сделка, правило, платеж, налог» (Фасмер М., т.iV, 1987, с. 168), а впоследствии сузилось и получило значение «обусловленное, оговоренное задание», откуда «школьное задание» и «учебный час...» и - переносно - «нечто поучительное». К этому гнезду относится слово обречь «предназначить, посвятить, предопределить». С ним связан оброк - вначале «обещание, обет», а потом - в определенных социальных условиях - «земельная дань» (при крепостном праве). Приближается по семантике к перечисленным слово приурочить «отнести к какому-либо сроку» (да и само слово срок «определенный промежуток времени», то есть «оговоренный, обусловленный...», а также все производные от него: срочный, просрочить, отсрочить...). Кроме того, сюда же входят и слова, группирующиеся вокруг значения «урочный»: старое урочные лета, то есть «установленные годы», о которых пишет М. Фасмер, а также урочные места и урочище «участок местности как естественная граница меду чем-нибудь», затем: «участок, отличный от окружающей местности...» (Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю., с. 838, а, по мнению А.Брюкнера, «место в лесу или поле, имеющее свое название» (Br?ckner, s.595).

Наконец, из первичного сакрального, ритуального значения развилось третье, очень важное значение «судьба», которое мы видим, прежде всего, в слове рок,, означавшем вначале «нечто предсказанное, предрешенное, назначенное» (вспомним опять слова говорить, сказать, знак!), а уже потом «судьба, фатум» как нечто объективное, от речи, слов не зависящее. И сразу приходят на ум члены этого гнезда: роковой «приносящий горе, как бы предопределенный роком... имеющий тяжелые или гибельные последствия»; церковнославянские предречь, предрекать «предсказать, предсказывать»; пророк - вначале «тот, кто предсказывает что-нибудь», а затем «избранник Бога на земле, открывающий его волю и смысл происходящего»; пророчество «предсказание»; прорицать (заимствование из церковнославянского) «предсказывать». С известной долей условности к этому гнезду можно отнести слова нарочный, нарочно «с определенной целью, намеренный» и нарочитый «намеренный, умышленный», которые образовались от исчезнувшего древнерусского слова нАрок «преднамерение, назначение».

Список приведенных здесь слов не является исчерпывающим, его можно расширить. В то же время представляется, что другие имеющиеся в русском языке слова с тем же корнем войдут в одно из трех перечисленных гнезд.
Интересно для сравнения показать, по каким путям пошло развитие значений слов с корнем речь в польском и других славянских языках.
Прежде всего, как и в русском, сохраняется обширное гнездо слов со значением «сказать»: польск. глагол rzec «сказать», болт. существительные рЂчъ, а затем речь «речь, мысль», речник «словарь» (Младенов С., с.560), укр. рiч «речь, слово», чешек, глагол ?ici «говорит» и др., польск. rzekomy „кажущийся, предполагаемый", rzeka? si? «отрекаться, отказываться», narzeka? si? «горевать, сетовать»; rokawanie «переговоры», porzekad?o «поговорка», przyrzeka? «обещать». Из этой первоначальной семантики развились новые значения: польск. rzecz сперва означало «слово, речь», а потом «вещь, дело, предмет». Из словосочетания k rzeczy «кстати, к делу» фонетическим способом образовалось, по мнению А.Г.Преображенского, прилагательное grzeczny «учтивый, вежливый».

В целом ряде славянских языков появилось гнездо со значением «год», которое базировалось на семантической единице «обусловленное, названное время» (ср. выше русские слова, сосредоточенные вокруг значения «договориться, условиться»: срок и др.). Это польск. rok, укр. рiк, в родительном падеже року (возможно, из польского), польск. roczny «годовой, годичный», doroczny «ежегодный», tegoroczny «сего года», укр. рiчняк «годовалый» (о скоте), сербск. рoк «срок, время», чешек, rok «срок».

В польском языке от упомянутых выше слов типа урок - urok, связанных с порчей, сглазом, в результате некоего «смягчения» в письменной речи, как считал А.Брюкнер, возникло гнездо с семантикой «очарование» (Br?ckner, s.461), и в настоящее время первое, основное значение слова urok это как раз «очарование, обаяние, прелесть». В других славянских языках это значение выступает как вторичное, а на первом месте сохраняется древнее «сглаз»: укр. урокi, белор. суроцы «дурной глаз», суроцицъ «сглазить», болт. уроки, уроцы «сглаз, колдовство», сербск. урок «сглаз», урокљив «легко глазимый» и др. В польском языке процесс пошел еще дальше. От значения «обаяние» ответвилось значение «торжество», поэтому появились производные слова uroczyњty «торжественный», uroczysto?ci «празднества».

К этому следует добавить, что в отдельных славянских языках привычные по форме слова имеют значения, которые, хотя и базируются на общей этимологии, но пошли по другому, в сравнении с русским, пути. Так, в чешском urok это «оброк», otrok это «раб», в болгарском отроче это «дитя», в сербском нарицати «оплакивать покойника, голосить», в словенском uzrok, zrok «причина», obrekati «задать корм (скоту)» (ср. польск. obrok «корм (для лошадей)» и чешек. obrok «корм, фураж».

Таким образом, уходящая в глубь тысячелетий группа слов с корнем *rek- имела очень широкое, в целом расплывчатое и потому способное к развитию в нескольких направлениях значение - значение речи, произнесения сначала нечленораздельных, а затем и членораздельных звуков, которые обладали магической силой - как положительной, так и отрицательной. Чтобы в этом убедиться, достаточно вспомнить семантику слова урок «сглаз, порча» и выражения зубы заговаривать, то есть «снимать зубную боль с помощью заговора». Очень показательным свидетельством многообразной роли речи является и гнездо с глагольной основой кля- (для обозначения многократности действия - кли-), фигурирующее практически во всех славянских и некоторых германских языках: клясть, клятва, проклинать, проклятие, заклинать (ср. польск. kl?twa, соответствующее рус. клятва и имеющее значение «проклятие, ругательство»).

Во многих разделах сборника статей под общим руководством и редакцией Н.Д.Арутюновой «Язык о языке» (М., 2000), где описаны слова, относящиеся к языку и речи, показано, что древнерусское слово pЂчь имело около двадцати значений («то, что сказано», «обвинение», «разговор, беседа», «слово», «голос», «народ», «дело, вопрос» и др.) (Макеева И.И., с. 116-118). Это отглагольное существительное от несохранившегося глагола *rekti и близкого ему по форме старославянского глагола рещи, речь «говорить, сообщать... нарекать, предсказывать» (Толстая С.М., с. 179-180; Красухин К.Г., с. 32) легло в основу десятков производных слов, существующих или существовавших во всех славянских языках. В большинстве случаев первоначальное значение магической силы речи отмерло или ушло на задний план, и значениями слов и выражений стали жизненно важные, реалистические концепты, особенно если здесь образовались производные слова. Семантика, фонетическая и морфологическая структура этих слов настолько разошлись, что мы уже не всегда воспринимаем их как родственные по происхождению. Их история в русском, других славянских, да и не только славянских языках, является увлекательным примером того, как меняется язык от эпохи к эпохе, как он откликается на потребности общества, все более точно выражая тончайшие оттенки мысли. В материалах сборника «Язык о языке» показано, в частности, как сближаются и расходятся в индоевропейских и семитских языках такие концепты, как язык, слово, речь, смысл, как они вырастают на базе слов, означавших первоначально «блестеть», «наблюдать», «собирать» и др. (Красухин К.Г., с. 23-44). На материале славянских языков описаны слова, соответствующие понятиям «говорить», «сказать», «изречь», «молвить», «поведать» (Толстая С.М., с 172-190). Однако понятно, что этимология и история русских слов, относящихся к производству и восприятию речи, но не основанных на корневой морфеме речь, - это уже предмет другой статьи.


Источник


Чт сен 23, 2010 2:33 am
Отправить личное сообщение
Сообщение Re: Семантика
Среда, 26 Сен, 2007, 08:19:49

Просто в продолжение, с некоторых пор, я стал все чаше задумываться на значением слов, которыми оперурию в беседе, т.е. я стал стараться употреблять слова по их смыслу, а не по привычке речи (все так говорят).
А также мне стало интересно, делать этимологический саморазбор употребляемых слов, часто при этом нахожу такие смыслы чего ранее и не подозревал - одним словом, слова мудрых про "семь раз отмерь, один отрежь" в плане чего сказать, а чего не нада, для меня стали ралиями.
Теперь отправляя постинги, все чаще удаляю в них то, самоцензура не пропускает (уже после написания), а последнее время удаляю и сами постинги, когда вижу что сказанное (особо в эмоциональном всплеске), весьма и весьма непродуктивно и неполезно.


Чт сен 23, 2010 2:33 am
Друг Каролинки
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Чт сен 27, 2007 7:38 pm
Сообщения: 8909
Сообщение Re: Семантика
Пятница, 28 Сен, 2007, 11:28:12

В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо свое, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.

И орел не взмахивал крылами,
Звезды жались в ужасе к луне,
Если, точно розовое пламя,
Слово проплывало в вышине.

А для низкой жизни были числа,
Как домашний, подъяремный скот,
Потому что все оттенки смысла
Умное число передает.

Патриарх седой, себе под руку
Покоривший и добро и зло,
Не решаясь обратиться к звуку,
Тростью на песке чертил число.

Но забыли мы, что осиянно
Только слово средь земных тревог,
И в Евангелии от Иоанна
Сказано, что Слово это - Бог.

Мы ему поставили пределом
Скудные пределы естества.
И, как пчелы в улье опустелом,
Дурно пахнут мертвые слова.

(Гумилев, "Слово")

_________________
Плохие привычки способствуют хорошему настроению


Чт сен 23, 2010 2:34 am
Отправить личное сообщение
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вс сен 19, 2010 8:39 pm
Сообщения: 965
Сообщение Re: Семантика
Суббота, 29 Сен, 2007, 10:16:38

Самое интересное, что в западной культуре подход был прямо противоположный. Там именно число всегда считалось божественным, потому что представляло собой образ идеального, стоящего выше грубого мира вещей. А на Востоке - да, там числа были инструментом, а слово возвеличивалось.

_________________
Некоторые тонкие сущности, пока в рыло не дашь, в теорию не укладываются.


Чт сен 23, 2010 2:35 am
Отправить личное сообщение
Гость Каролинки
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Чт сен 27, 2007 10:35 pm
Сообщения: 1900
Сообщение Re: Семантика
Среда, 03 Окт, 2007, 15:53:24

Александр писал(а):
Самое интересное, что в западной культуре подход был прямо противоположный. Там именно число всегда считалось божественным, потому что представляло собой образ идеального, стоящего выше грубого мира вещей. А на Востоке - да, там числа были инструментом, а слово возвеличивалось.

Хотя замечание наверное справедливо. Но всё же они наверное (цифра и слово) не отделимы одно от другого. Другое дело - как.


Чт сен 23, 2010 2:37 am
Отправить личное сообщение
Сообщение Re: Семантика
Четверг, 11 Окт, 2007, 06:41:01

newer писал(а):
Александр писал(а):
Самое интересное, что в западной культуре подход был прямо противоположный. Там именно число всегда считалось божественным, потому что представляло собой образ идеального, стоящего выше грубого мира вещей. А на Востоке - да, там числа были инструментом, а слово возвеличивалось.

Хотя замечание наверное справедливо. Но всё же они наверное (цифра и слово) не отделимы одно от другого. Другое дело - как.

Да очень просто коллега, как два берега у одной реки, как две стороны монеты, как "добро" и "зло", как ........


Чт сен 23, 2010 2:39 am
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.   [ 6 сообщений ] 

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group.
Designed by STSoftware for PTF.
Русская поддержка phpBB